Для Ducati двигатель V4 с углом развала 90° — эталон двигателя для спортивных мотоциклов. Неслучайно именно такая схема применяется в двигателях MotoGP Desmosedici.
Подробнее- 110 л.с. Мощность
- 92 Нм Крутящий момент
- 202 кг Сухой вес
Двигатель, отвечающий стандарту Евро-5
С 2021 года все мотоциклы серии Ducati Streetfighter V4 будут отвечать требованиям экологического стандарта Евро-5; максимальные мощность и крутящий момент при этом останутся прежними, но эти значения теперь будут достигаться на других оборотах.
Двигатель мотоциклов Streetfighter V4, соответствующий стандарту Евро-5, развивает максимальную мощность 208 л.с. (153 кВт) при 13 000 об./мин (на 250 об./мин выше, чем у версии Евро-4) и максимальный крутящий момент 123 Н·м при 9500 об./мин (на 2000 об./мин ниже, чем у версии Евро-4). Эти значения, полученные благодаря новым калибровкам и новой системе выпуска, делают управление мотоциклом еще приятнее даже на извилистых дорогах.
В глушителе с прежней формой используются нейтрализаторы увеличенного размера (+10 мм в длину) и новая технология применения насадок из благородных металлов, которая позволяет максимально очищать отработавшие газы.
На моделях Евро-4 выпускные коллекторы стали на 100 мм короче своих предшественников, а их диаметр уменьшен с 42 до 38 мм. Благодаря новым коллекторам удалось установить более компактный задний теплозащитный щиток, встроенный в корпус мотоцикла.
На снижение токсичности выхлопных газов направлено и использование 4 лямбда-зондов — по одному на каждый цилиндр, что позволяет точнее контролировать количество впрыскиваемого топлива.
Двигатель, созданный на основе двигателей для MotoGP
При разработке двигателя Desmosedici Stradale один из его основных компонентов — головки цилиндров — был позаимствован у двигателя V4 MotoGP.
Не отличаясь формой и размерами от двигателя Desmosedici GP, агрегат Desmosedici Stradale обладает теми же впечатляющими характеристиками. Кроме того, используется та же конфигурация: это двигатель V4 с углом развала цилиндров 90°, наклоненный на 42° назад. Благодаря этому двигатель имеет небольшие размеры, удачно расположенный центр тяжести и безупречно вписывается в конструкцию мотоцикла.
Диаметр цилиндров (81 см) по сравнению с моделью Desmosedici GP не изменился; это значение является максимально допустимым диаметром в соответствии с правилами гонок MotoGP. Этот двигатель также является самым крупным среди четырехцилиндровых агрегатов мотоциклов Supersport. Ход поршней (53,5 мм) был увеличен по сравнению с двигателем Desmosedici GP с целью обеспечить более высокий крутящий момент при движении по дорогам и уменьшить максимальные обороты двигателя. Поскольку диаметр цилиндров нового двигателя и двигателя Desmosedici GP одинаковый, газо- и гидродинамика этих двигателей (работа клапанов, системы впуска воздуха, дроссельных заслонок) также является очень близкой.
Благодаря компоновке V4 90° двигатель очень компактен и отлично вписывается в габариты мотоцикла, улучшая расположение его центра тяжести. Двигатель Desmosedici Stradale установлен на мотоцикле так, что передние цилиндры наклонены назад на 42° относительно горизонтальной плоскости, как на двигателях мотоциклов Ducati для гонок MotoGP.
Это обеспечивает улучшенное распределение веса, позволяет использовать более мощные радиаторы и сместить вперед шарнир маятника. Компоновка двигателя также обеспечивает естественный баланс сил инерции первого порядка без увеличения веса и потери мощности на уравновешивающем валу.
Для Ducati двигатель V4 с углом развала 90° — эталон двигателя для спортивных мотоциклов. Неслучайно именно такая схема применяется в двигателях MotoGP Desmosedici.
ПодробнееДля Ducati двигатель V4 с углом развала 90° — эталон двигателя для спортивных мотоциклов. Неслучайно именно такая схема применяется в двигателях MotoGP Desmosedici. V-образное расположение цилиндров с развалом 90° обеспечивает естественный баланс сил инерции первого порядка и не требует демпфирования колебаний с помощью уравновешивающего вала, который увеличивает вес двигателя и приводит к снижению мощности.
Помимо этого преимущества, которое имеет огромное значение для надежности и механической эффективности двигателя, развивающего более 14 000 об./мин, существуют и другие причины, по которым в Ducati считают такую компоновку наиболее технически совершенной.
По сравнению с классическим рядным четырехцилиндровым двигателем V-образная схема обеспечивает более благоприятное положение центра тяжести и позволяет снизить вес, приходящийся на переднее колесо. Кроме того, более короткий коленчатый вал создает уменьшенный гироскопический эффект. Все эти факторы благотворно влияют на динамику мотоцикла, облегчают его и делают его более маневренным.
ПодробнееПо сравнению с классическим рядным четырехцилиндровым двигателем V-образная схема обеспечивает более благоприятное положение центра тяжести и позволяет снизить вес, приходящийся на переднее колесо. Кроме того, более короткий коленчатый вал создает уменьшенный гироскопический эффект.
Все эти факторы благотворно влияют на динамику мотоцикла, облегчают его и делают его более маневренным. Увеличенное пространство в развале блока цилиндров обеспечивает дополнительный объем воздуха (12,8 л) для улучшения работы двигателя Desmosedici Stradale. В этом пространстве также находится насос охлаждающей жидкости.
Оптимальное расположение элементов двигателя и шасси — одна из основных концепций каждого проекта Ducati. Поэтому двигатель Desmosedici Stradale наклонен назад на 42°, как и двигатели Ducati для MotoGP, для более благоприятного распределения веса, что позволяет использовать более мощные радиаторы и сместить вперед шарнир маятника.
ПодробнееОптимальное расположение элементов двигателя и шасси — одна из основных концепций каждого проекта Ducati. Поэтому двигатель Desmosedici Stradale наклонен назад на 42°, как и двигатели Ducati для MotoGP, для более благоприятного распределения веса, что позволяет использовать более мощные радиаторы и сместить вперед шарнир маятника.
Двигатель Desmosedici Stradale также является несущим элементом шасси мотоцикла. Точки крепления к основной раме добавлены в передней верхней части картера и на головке заднего полублока цилиндров. Блок цилиндров также используется для крепления задней подвески и маятника.
Десмодромная система управления фазами газораспределения — главный фактор, обеспечивающий высокие рабочие характеристики двигателя Desmosedici Stradale, как и во всех других двигателях Ducati. В этой системе двигателя Desmosedici Stradale используются полностью обновленные компоненты с уменьшенными размерами. Это позволило сделать головки полублоков цилиндров более компактными и добиться точности, компактности и легкости всей конструкции двигателя, ранее недоступных для двигателей Ducati.
На обычных мотоциклах коленчатый вал вращается в том же направлении, что и колеса. В моделях MotoGP коленчатый вал вращается в противоположную сторону. Специалисты по двигателям Ducati позаимствовали это решение у гоночных двигателей и применили его по тем же причинам, по которым оно используется в мотоспорте. Это решение обеспечивает преимущества, связанные с двумя физическими явлениями: гироскопическим эффектом и инерцией.
ПодробнееНа обычных мотоциклах коленчатый вал вращается в том же направлении, что и колеса. В моделях MotoGP коленчатый вал вращается в противоположную сторону. Специалисты по двигателям Ducati позаимствовали это решение у гоночных двигателей и применили его по тем же причинам, по которым оно используется в мотоспорте. Это решение обеспечивает преимущества, связанные с двумя физическими явлениями: гироскопическим эффектом и инерцией. Коленчатый вал с обратным вращением позволяет частично скомпенсировать гироскопический эффект, создаваемый колесами при движении мотоцикла. Благодаря этому улучшается управляемость и маневренность мотоцикла при прохождении поворотов.
Второе преимущество связано с инерцией (свойством объекта сопротивляться изменениям своего состояния) мотоцикла и вращающихся деталей двигателя. Во время разгона сила тяги, действующая на поверхность дороги, перемещает мотоцикл вперед. При этом есть тенденция к отрыву переднего колеса. Благодаря инерции коленчатый вал с обратным вращением создает крутящий момент, который действует в противоположном направлении и прижимает переднее колесо к дороге, уменьшая риск его отрыва и улучшая динамику разгона.
Аналогичным образом при торможении или резком замедлении сила инерции стремится оторвать заднее колесо, однако коленчатый вал, вращение которого тоже замедляется, создает момент, действующий в противоположном направлении и уменьшающий тенденцию отрыва заднего колеса. Поэтому использование коленчатого вала с обратным вращением благоприятно сказывается на поведении мотоцикла при разгоне и торможении.
Очевидно, такая конструкция требует применения дополнительной зубчатой передачи, так называемой промежуточной передачи, которая передает крутящий момент от коленчатого вала к коробке передач и затем на заднее колесо, заставляя его вращаться в нужном для движения направлении.
Смещенные на 70° шейки коленчатого вала в сочетании с углом 90° развала цилиндров V-образного двигателя обеспечивают порядок работы цилиндров, который в Ducati называют Twin Pulse, поскольку он похож на работу двухцилиндрового двигателя. Особенность заключается в быстром воспламенении топлива сначала в двух левых, а затем в двух правых цилиндрах. На временной диаграмме моменты воспламенения располагаются в точках 0°, 90°, 290° и 380°. Благодаря особой работе цилиндров возникает характерный звук двигателя V4, похожий на звук двигателей Desmosedici MotoGP.
ПодробнееСмещенные на 70° шейки коленчатого вала в сочетании с углом 90° развала цилиндров V-образного двигателя обеспечивают порядок работы цилиндров, который в Ducati называют Twin Pulse, поскольку он похож на работу двухцилиндрового двигателя. Особенность заключается в быстром воспламенении топлива сначала в двух левых, а затем в двух правых цилиндрах. На временной диаграмме моменты воспламенения располагаются в точках 0°, 90°, 290° и 380°. Благодаря особой работе цилиндров возникает характерный звук двигателя V4, похожий на звук двигателей Desmosedici MotoGP.
На практике, если представить, что рабочий цикл начинается в точке 0°, то сначала срабатывает зажигание в первом цилиндре переднего полублока со стороны генератора, а затем через 90° подается искра в цилиндр заднего полублока, расположенный с той же стороны мотоцикла. После этого наступает период, в течение которого крутящий момент двигателем не создается — до тех пор, пока не возникает сгорание смеси в двух цилиндрах на стороне сцепления, в моменты времени, отстоящие друг от друга на 90°.
Помимо уникального звука выхлопа — истинной музыки для настоящих ценителей — порядок работы цилиндров Twin Pulse обеспечивает характеристику мощности, которая признана мотоциклистами Ducati MotoGP лучшей. Это обусловлено важными преимуществами в отношении уровня мощности и управляемости мотоцикла, особенно при прохождении и выходе из поворотов.
Магний занимает одно из первых мест среди легких конструкционных металлов. И совсем не случайно магниевые сплавы широко используются в гоночной технике. Из магниевого сплава изготовлено множество компонентов двигателя Desmosedici Stradale, включая крышки головок блока цилиндров, поддон картера, корпус генератора и картер сцепления. Этот материал также позволил значительно улучшить внешний вид мотоцикла.
Половинки картера двигателя изготовлены из алюминия методом литья под давлением и стыкуются горизонтальными поверхностями разъема. В верхнем картере установлены четыре алюминиевые гильзы цилиндров с никасиловым покрытием, обеспечивающим низкий уровень трения и высокую износостойкость.
Используются поршни диаметром 81 мм с двумя компрессионными кольцами с малым трением и одним маслосъемным кольцом. Поршни отливаются из алюминия с помощью технологии box in box, которая позволяет ограничить высоту и толщину юбки в зоне головки поршня, чтобы уменьшить трение и силы инерции при сохранении долговечности и жесткости.
Безупречная работа 6-ступенчатой коробки передач улучшена системой быстрого переключения передач вверх/вниз (DQS) EVO, обеспечивающей очень важное преимущество: переключение передач при открытом дросселе. Кроме того, в системе DQS EVO используются различные алгоритмы при повышении и понижении передач. В комбинации с проскальзывающим сцеплением и функцией торможения двигателем (EBC) эта система работает с идеальной эффективностью даже на гоночном треке.
Сцепление, работающее в масляной ванне, с прогрессивной характеристикой гарантирует надежную передачу высокого крутящего момента и удобство при вождении. Во время гонок или движения по треку при резком включении понижающей передачи и, следовательно, сильном торможении двигателем проскальзывающее сцепление противодействует потере устойчивости задней части мотоцикла, обеспечивая отличную управляемость при торможении в крутых виражах.
Как и двигатели MotoGP, двигатель Desmosedici Stradale имеет систему смазки с полусухим картером с циклами подачи и возврата и надежно смазывает все подвижные детали.
ПодробнееКак и двигатели MotoGP, двигатель Desmosedici Stradale имеет систему смазки с полусухим картером с циклами подачи и возврата и надежно смазывает все подвижные детали.
Масляный насос с цепным приводом состоит из четырех секций, одна из которых отвечает за подачу масла, а другие три — за его возврат. Одна из секций возврата является шестеренной и отбирает масло из головок полублоков цилиндров через два канала. Две другие — кулачковые — возвратные секции обеспечивают эффективный возврат масла при любых условиях работы двигателя. Они также создают постоянное регулируемое разрежение в области картера под поршнями, позволяющее снижать потери мощности, связанные с аэродинамическим сопротивлением воздуха и перемешиванием масла в области шатунов.
Масляный бак, являющийся одновременно корпусом фильтра, расположен в масляном поддоне из магниевого сплава под картером двигателя. Бак связан с картером коробки передач, но отделен от картера двигателя. Для охлаждения масла используется отдельный масляный радиатор, находящийся под радиатором системы охлаждения двигателя.
Насос системы охлаждения установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие валом, который в свою очередь вращается с помощью многозвенной зубчатой передачи. Такое решение позволяет максимально уменьшить размер цепи, повысить ее эффективность и оптимизировать вес двигателя.
Воздух поступает в четыре корпуса дроссельных заслонок овальной формы (с приведенным диаметром 52 мм), которые соединены с впускными патрубками длиной 70 мм. Каждый дроссель имеет по две заслонки: нижняя вспомогательная предназначена для режимов низкой нагрузки. Верхняя же используется, когда требуется максимальная отдача двигателя. Управление дроссельными заслонками для каждого полублока цилиндров выполняется отдельными электродвигателями.
Благодаря полнофункциональной системе Ride-by-Wire такая конструкция позволяет применять сложные алгоритмы электронного управления и регулирования отдачи двигателя в соответствии с выбранным режимом движения.
Чтобы сделать движение по городу более комфортным, задний полублок цилиндров на холостом ходу отключается, если температура охлаждающей жидкости превышает 75 °С.
Увеличенные межсервисные интервалы
Регулировка зазора клапанов (Desmo Service) требуется через каждые 24 000 км, а общее техническое обслуживание — через каждые 12 000 км / 12 месяцев.
Этот дорожный мотоцикл для чемпионов разработан с учетом множества технических и технологических аспектов. «Бойцовская формула» Streetfighter V4 сочетает в себе характерные черты мотоциклов Ducati, брутальную мощь и новейшие технологии и детали.